Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Человек является существом социальным и самого рождения включается общение и социальное взаимодействие с окружающими людьми. Общение в том или ином виде, является основной тканью человеческого взаимодействия. Ребенок включается в коммуникацию в социуме и активно использует ее процессы в дошкольном возрасте. В настоящее время ускорения времени, глобализации, обновления требований общества к семье и образовательной системе, призванной ей помочь, зачастую, ребенок уже с полутора лет находится в среде сверстников. От того, насколько эффективно коммуникативное взаимодействие может зависеть то, насколько благоприятно складываются отношения между детьми и психическое здоровье ребёнка. В связи с этим, в дошкольной психолого-педагогической науке не теряют своей актуальности исследования общения детей в дошкольном возрасте, когда основным видом деятельности становится игра, исследования общения в игре.
Разработанность темы исследования. Проблемой общения и общения в игре как деятельности, занимались такие исследователи как Б.Г.Ананьев, А.Л.Бодалев, Я.Л.Коломинский, М.И.Лисина, А.А. Леонтьев, Т.А. Репина и др. Ориентируясь на отечественную традицию, данное исследование строится с опорой на понимание и принятие идеи о том, что социально-психологические характеристики являются определяющими межличностные отношения, как отмечали А.Ф. Лазурский, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, Н.И.Сарджвеладзе.
Значимым этапом формирования социально-личностных образований, обуславливающих особенности межличностного взаимодействия является дошкольный возраст, в котором через общение и игру, как основные виды деятельности, осуществляется развитие познавательных процессов и основных личностных образований (эмоционально-чувственной сферы, межличностных отношений, закладываются основы морально-нравственных чувств и отношения к миру). Большое количество специалистов, как зарубежных (К. Левин, Дж. Марсиа, К.Обуховский, Х.Ремшмидт, Э.Шпрангер, Э. Эриксон и др.), так и отечественных (Л.С. Выготский, М.Р.Гинзбург, К.Н. Поливанова, В.И. Слободчиков, Д.Б.Эльконин, Б.Д.Эльконин и др.), отмечают, что в дошкольном возрасте изменяется видение ребенком сверстника. Значимым становится выстраивание эмоционально близких отношений, появляется способность к со-переживанию, со-чувствию (А.К.Болотова, Б.С. Волков, В.С.Мухина, О.В.Хухлаева и др.), к этическим взаимоотношениям с окружающими и к себе (В.С.Мухина), способность к усвоению социальных норм и правил поведения (В.С.Мухина, Э.Эриксон).
Вышесказанное обуславливает актуальность выбор темы данного исследования: «Организация различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста».
Объект исследования: деятельность дошкольников.
Предмет исследования: организация различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение организации различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие общения и его роль в развитии личности;
- выявить игру в психологическом развитии дошкольника;
- проанализировать прикладные аспекты организации различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста;
- подготовить выводы по теме исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, наблюдение.
Структурно, исследование включает введение, две главы, разделенных на параграфы, заключение, список использованных источников, приложение.
Глава 1.Теоретические аспекты исследования организации различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста
1.1. Понятие общения и его роль в развитии личности дошкольника
Двумя основными составляющими социального существования каждого человека и способом его жизни, являются деятельность и общение. Применяя субъективный подход, оценка личности должна происходить на базе анализа того, что и как индивид делает, и, обязательным образом, того, с кем и как он общается. Применение субъективного подхода требует обязательного учета сферы, форм и способов общения. Важность и востребованность общения определяются тем, что человек живет в обществе, совместно с другими. Каждый индивид растет и развивается, личность формируется именно в социуме и корни общения находятся непосредственно в жизнедеятельности, в материальных и духовных компонентах жизни.
Люди общаются и даже вынуждены это делать, и только в общении и через него может проявиться индивидуальная сущность каждого. В отечественной школе психологии (А.М.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Т.М.Андреева и др.), определено, что развитие каждого ребенка и его социализация, формирование личности в рамках социума начинается с общения с близкими ему людьми. В первую очередь, это непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью, когда общение с ней является первым и основным видом его деятельности. Здесь, ребёнок выступает субъектом общения, а формирование личности в дальнейшем, будет зависеть от того, какое место личность занимает в системе человеческого взаимодействия .
Формирование личности и развитие ребёнка также будет зависеть от того, с кем, в каком кругу и какова специфика его общения. Формирование личности невозможно вне социума и вне общения. На его основе происходит принятие общечеловеческого опыта, накопление знаний, овладение умениями и навыками, благодаря общению реализуется формирование сознания и самосознания, определяются идеалы, установки, ценности и др. Лишь в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственность, моральные чувства, формируется его субъективность и его уникальный характер .
Реализация общественных функций обучения и воспитания подрастающего поколения осуществляется также в общении, и это общение называется педагогическим. Его субъектами являются учителя, школьники и родители, то есть взрослые и дети. Говоря о специальных способностях педагога, большинство исследователей (А.В.Андриенко, Л.Н.Лаврова и др.) включают, как один из компонентов, наличие коммуникативных способностей, способности к общению.
Общение весьма значимо не только для развития отдельного индивида и личности, но и общества в целом. Вне общения не видится его существование, ибо данный процесс является базовым условием, основой связи индивидов, а также способом их развития. Связь и единство общения и деятельности, предполагает, что общение является уникальной и специфической формой совместной деятельности людей, так как в социуме индивиды не только общаются, но общаются в процессе выполнения различных общественных функций и даже вне конкретной деятельности. В то же время, получается, что общающийся человек всё равно является деятельным, потому что его деятельность пересекается с деятельностью других людей. Это сочетание и формирует отношение этой деятельной личности и к предмету своей деятельности и к другим людям, которые в неё включены
Разные исследователи понимают связь деятельности и общения несколько по-разному, т.к. это многогранные процессы с определенными особенностями. Иногда общение и деятельность рассматриваются как существующие параллельно взаимосвязанные процессы; с другой стороны общение может представляться компонентом деятельности и быть включенным в неё; еще одно понимание, когда непосредственно деятельность может рассматриваться как условие и основание общения; кроме того, ещё общение может рассматриваться как отдельный вид деятельности, получивший название коммуникативной деятельности, выступающей на определенных этапах онтогенеза как ведущая (у младенцев, дошкольников, подростков).
В отечественной психологической теории деятельности, общение рассматривается как один из её видов и имеет определенную структуру :
1)возникновение потребности, которая побуждается отвечающим потребности мотивам общения;
2)реализация деятельности, которая направлена на смысловое значение, на мотив;
3)цель деятельности.
Особое значение имеют мотив и цель деятельности.
В каждом возрастном периоде, общение имеет свою специфику, которая обосновывается развитием потребностно-мотивационной сферы.
Отметим, что общение сопровождает весь жизненный цикл личности и возникая в младенческом возрасте сопровождает человека до конца жизни. Особенно актуальным общение является на начальных этапах развития. Существует ряд исследований, которые говорят о необходимости общения и в пренатальный период развития и о его значимости.
Первые годы жизни ребенка наполнены общением с окружающими близкими людьми. С новорождённости ребенку необходимо удовлетворение основных потребностей (физиологических и потребности в общении). В дальнейшем, общение реализуется в игре, в демонстрации предметов; вырастая и обретая большую самостоятельность, ребёнок продолжает зависеть от взрослого, который обучает его самостоятельно ходить, одеваться, правильно произносить слова и отвечает на его вопросы .
М.И.Лисина определяет четыре формы общения, необходимые на определенном возрастном этапе :
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. . – URL : ttps://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/ (Дата обращения : 29.09.2020)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ // Российская газета. – 2013, 25 ноября. – Федеральный выпуск №6241.
3. Апиш, М.Н. Особенности организации разнообразных форм воспитательной работы / М.Н.Апиш, Л.А. Начарова // Символ науки, 2016, №11. С.86-89
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 400 с.
5. Бим – Бад, Б.М. Мудрость воспитания: книга для родителей / Б.М. Бим – Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. – Москва: Педагогика, 1987. – 288 с.
6. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - Москва: Большая Государственная энциклопедия, 2003. – 528 с.
7. Бехтерев, В.М. Проблемы развития и воспитания человека / В.М.Бехтерев. – Москва : МПСИ, МОДЭК,2010. – 416с.
8. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – Москва: Эксмо-Пресс. – 2000. – 1008 с.
9. Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А.Григорович, Т.Д. Марцинковская. — Москва : Гардарики, 2003. – 480 с.
10. Дронь, А.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. «Программа – педагог – родитель» / А.В.Дронь, О.Л.Данилюк. – Санкт-Петербург : ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
11. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е.Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3. – С.11-19
12. Зайцева, О.Ю. Игровые технологии обучения как ресурс формирования субъектной позиции в дошкольном возрасте / О.Ю,Зайцева // Традиции и инновации дошкольного образования: материалы Всероссийского заочного семинара. – Иркутск: МЦПТИ «Микс»,2014. – 570с.
13. Карабанова, О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет / Коннова О.В., Адахамова М.С. /О.А.Карабанова, Т.Н.Доронова. – Москва :Просвещение, 2010 – 50 с.
14. Кадина, Н.В. Воспитание, обучение и развитие дошкольников в современном детском саду / Н.В.Кадина, О.В.Кириченко, С.Н.Чеканова. – Традиции и инновации дошкольного образования: материалы Всероссийского заочного семинара. – Иркутск: МЦПТИ «Микс», 2014. – 570 с. – С.21-24
15. Колбина, Е.В. Особенности мотивации детей старшего дошкольного возраста / Е.В.Колбина // Психология XXI века - сборник материалов V международной научно-практической конференции молодых ученых, ТОМ I . - Санкт-Петербург : ЛГУ, 2009. – 519 с.
16. Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Дошкольная педагогика. – 2004.- №11.- С. 27-30.
17. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Игра как зона ближайшего развития детей дошкольного возраста Психолого-педагогические исследования 2019. Том 11. № 4 . С. 5–21.
18. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т.Лихачев. – Москва: Юрайт-М, 2001. - 607 с.
19. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А.Лобавнова. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.
20. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. Психология дошкольников. Хрестоматия / М.И.Лисина. Москва: Академия, 2000. – 236 с.
21. Михайленко, Н., Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Михайленко, Н.Короткова. – Москва: Линка-Пресс, 2009. - 96 с.
22. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С.Мухина. – Москва : Академия, 2015. — 656 с.
23. Моторин, А.В. Ключевые понятия духовно-нравственного воспитания / А.В Моторин // Педагогическое образование и наука. – 2008. - №5. – С.84-87.
24. Слободчиков В. И., Исаев Е. И.Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
25. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Том II. / К.Д. Ушинский – Москва : Книга по Требованию, 2014. – 628 с.
26. Якобсон, С.Г. Психологические проблемы этического развития детей / С.Г.Якобсон. – Москва : Педагогика, 1984. - 143 с.